Распечатать запись

Николай Озолин и Гийом д'Алансон о встрече века

13 февраля 2016

12-го февраля на Кубе в аэропорту Гаваны состоялось эпохальное событие, долгожданная встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и главы Римско-католической церкви Папы Римского Франциска.

www.1tv.ru

Историческая встреча: «не соперники, а братья»

В эпоху Второго Ватиканского Собора (1962—1965), начались встречи между римскими папами и главами православных церквей. Первыми среди православных в этом направлении были константинопольские патриархи. В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и Папой Римским Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана совместная декларация.
С тех пор встречи константинопольских патриархов и римских пап стали более регулярными. После падения берлинской стены с Римским Папой Иоанном Павлом II встречались румынский патриарх Феоктист, болгарский Максим, грузинский Илия. Во время визитов в Святую Землю римский папа всегда встречается с православным иерусалимским патриархом.

Однако, встречи папы римского и московского патриарха ранее никогда не было. Сегодня этой встрече придаётся эксклюзивное значение, так как Русская Православная Церковь самая многочисленная и самая влиятельная из всех православных церквей.

Вопрос о встрече находился в повестке отношений двух церквей около 20 лет. Но по причинам разногласий, касающихся, в основном, агрессивных действий Греко-Католической Церкви на Украине, она не могла состояться.

Однако, в виду ситуации на Ближнем Востоке и в Африке разногласия ушли на второй план. В декабре 2015 года Патриарх Кирилл объяснил, что уклоняться от диалога с католической церковью сейчас было бы неправильно, поскольку обе Церкви отстаивают «одни и те же ценности».

Что же касается самих представителей обеих церквей, в последние годы они значительно улучшили своё общение, в русской православной  и римско-католической церквях стали устойчиво называть друг друга церквями-сестрами.

Из уст самого Папы Франциска стало известно, что встреча готовилась в течение двух лет в обстановке секретности, хотя встреча и прошла не в засекреченном кабинете, не во дворце, и даже и не в монастыре, а на современном перекрёстке путей — в аэропорту (самом оживлённом месте любого города).

Почему не Европа? Почему другой континент? Почему Куба? Почему аэропорт?
Европе дали отставку. Она не подходила, так как именно с ней связана история конфликтов между христианами, начиная с великой схизмы 1054 года, когда произошел исторический раскол церкви на римско-католическую и православную.
Другой континент обусловлен чистым совпадением дат визита патриарха в страны Латинской Америки и посещения понтификом Мексики.
Куба не просто нейтральное место, она — дружественная страна для России, и в тоже время ее население — верующие католики. Будучи еще митрополитом, Патриарх Кирилл освятил в Гаване новый православный собор, построенный по его инициативе. В свою очередь, понтифик помогал в восстановлении дипломатических отношений между США и Кубой в 2015 году. Аэропорт же выбран как нейтральное место, где нет культовой принадлежности ни католиков, ни православных.

Встреча началась приветственными поцелуями духовных лидеров. После обмена подарками они удалились для беседы за закрытыми дверями. В течение двух часов весь христианский мир ожидал итогов этой дискуссии. По её исходу, состоялось подписание совместной декларации Патриархом Кириллом и Папой Франциском. Ещё раз обнявшись, закрепив, таким образом, этот знаменательный момент, они сделали свои короткие заявления для прессы.
Первым взял слово Патриарх Кирилл, который подчеркнул, что встреча прошла «с полным пониманием ответственности за свои Церкви, за свой верующий народ, за будущее христианства и за будущее человеческой цивилизации», чтобы предотвратить войны, уважать человеческую жизнь, укрепить семью и общественную нравственность. Церкви могут активно работать, защищая христиан по всему миру.
Патриарх Кирилл назвал беседу с папой римским братской. В свою очередь, Папа Франциск назвал Патриарха Кирилла своим братом. Понтифик так же подчеркнул, что в этом диалоге он чувствовал присутствие Святого Духа. Обращаясь ко всем присутствующим и, особенно, к президенту Кубы, он заявил, что Куба может стать столицей единства.

Декларация: что нужно запомнить

Главными тезисами подписанной декларации стали призывы:

• Призываем наши Церкви на Украине не поддерживать конфликт на Украине, а трудиться для достижения общественного согласия. Призываем конфликтующие стороны на Украине к благоразумию и миротворчеству. Униатизм не путь к восстановлению единства Церкви.
• Призываем международное сообщество прекратить насилие в Сирии и Ираке и сплотиться, чтобы покончить с терроризмом.
• Призываем всех помочь освободить похищенных митрополитов Сирии и работать для предотвращения дальнейшего гонения и вытеснения христиан с Ближнего Востока. Мы не можем оставаться безразличными к судьбе миллионов мигрантов и беженцев.
• Призываем всех христиан мира не допустить новой мировой войны.
• Призываем Европу уважать права верующих. Европа нуждается в верности христианским корням.
• Патриарх Кирилл и папа Римский заявляют, что признают семьей только союз мужчины и женщины, выступают против эвтаназии и абортов.

Взгляд снизу с обеих сторон

По словам главы католической епархии в России, архиепископа Павла Пецци, русские католики горячо молились об успехе этого исторического события.
«Русский Очевидец» решил также узнать мнение французских католиков. На наши вопросы ответил Гийом д'Алансон, ответственный за духовную работу с католическими семьями епархии Байонна, директор епархиальной академии «В защиту жизни» в Байонне, Лескаре и Oлороне.

Русский очевидец : Как вы, католики, видите Патриарха Кирилла?

Гийом д'Алансон: Я держу одно событие ярко в памяти. Недавно я нашел фотографию со времен моего первого паломничества в Россию в июле 1993 года. Нас было около 80 участников, французских католиков и русских православных. Это был стокилометровый крестный ход по земле постсоветской России. Во время перерыва в одной деревне к нам приехал молодой митрополит. Теперь, глядя на эту фотографию, я узнаю того, кто должен был стать Патриархом Кириллом. В то время не все принимали католиков в России, а он был перспективным и видел будущее.

Р. О : На Ваш взгляд, порадует ли всех эта историческая встреча?

Г.д’А.: Конечно, некоторые прихожане в католической церкви во Франции могут не иметь желания к сближению с русским православием, к сожалению, это — следствие либеральных идей мая 68 года. Тем не менее, миллионы французских католиков счастливы и горды, что могут следовать за Христом и не имеют никакого страха перед секулярной культурой. Именно поэтому они и будут рады сотрудничать с Русской Православной Церковью. Разве они не разделяют одну и туже битву за жизнь и семейные убеждения в мире, который по прежнему лежит во зле?

Р. О: Каковы же эти перспективы?

Г.д’А.: С точки зрения богословия я понимаю, что святые неразделенной церкви (до раскола 1054 г.) привлекают к себе внимание и вызывают почитание православных. Я имел откровенную беседу с одним игуменом на эту тему: представьте себе сияние Святого Бенедикта в обширных землях Востока... И не забудем великую фигуру Святого Кирилла, апостола славянских народов, чей прах покоится в часовне в базилике Святого Климента в Риме. С другой стороны, открытие для западных христиан таких значимых фигур как Святой Серафим Саровский, таинственный старец Федор Кузьмич, православные новомученики ХХ века — это богатство и залог нашего будущего единения.
С точки зрения христианской жизни могу сказать, что возрождение монашества в России не осталось незамеченным в католическом мире. Богатое духовное учение православных отшельников часто находится в гармонии с наследием их латинских братьев. Дух Валаамских скитов не далёк от духа, который царит в монастыре Гранд-Шартрез (Grande-Chartreuse) во Франции.

Р. О: На Ваш взгляд, каковы будут последствия сближения между Московским Патриархатом и Ватиканом?

Г.д’А.: Есть вопросы, которые, безусловно, будут иметь развитие: прекращение гонений на христиан на Ближнем Востоке, защита человеческой жизни от зачатия до ее естественного конца (биоэтика), поддержка брака и семьи ... В декабре прошлого года Епископ Волоколамский Илларион, председатель Отдела внешних связей Московского Патриархата, писал, что «наше сотрудничество в защиту традиционных христианских ценностей и человеческого достоинства в европейских странах будет продолжаться и развиваться." Эти проекты огромны и перспективны.

Р. О : Что Вам в этом событии кажется особенно важным?

Г.д’А.: Если Патриарх Кирилл счел целесообразным пойти навстречу Папе Франциску, вероятно, он оценивает серьезность проблем современности. Христиане должны быть еще более сплочёнными, чтобы противостоять вызовам нашего времени. Я рад, что Россия постепенно восстанавливает свою христианскую культуру, которая более близка нам и признана католическим миром.
Еще один момент мне кажется важным: возобновление связей с Западом. Действительно, столкнувшись с Западной Европой, материалистической и поверхностной, российские люди чувствовали и продолжают чувствовать определенную настороженность.
Давайте не будем забывать, что для России Запад — латинский. Это не значит, что нет сходства между этими двумя мирами (Восточное и Западное христианство — два лёгких, которыми дышала Европа на протяжении многих веков), но большевистская революция 1917 ослабила связь между этими двумя легкими Европы. Разве Романовы не были двоюродными родственниками королевских домов Западной и Центральной Европы? После Первой мировой войны, Российская Империя была обезглавлена и вынуждена была «жениться» на марксизме, начав свою историю с чистого листа, так же, как Франция в период французской революции в 1789 году.
Вот почему французские католики могут подружиться с православными русскими, пострадавшими и восстанавливающими свою веру в России.

Р.О: Вы удивлены встречей между Папой Франциском и Патриархом Кириллом в Гаване 12 февраля ?

Г.д’А.: Надо сказать, что это долгожданное событие было подготовлено в различных аспектах. Любой наблюдатель заметит усилия церковной дипломатии в последние десятилетия. Бенедикт XVI надеялся на эту встречу. Со своей стороны я очень доволен, так как от этой встречи исходит дух воссоединения и возрождения надежды.

Среди православных верующих внимание к этой встрече было приковано не только в самой России, но и за рубежом, со стороны наших соотечественников. Протоиерей Николай Озолин, служащий в  храме в Ментоне (Франция)  Русской Православной Зарубежной Церкви, находящейся в единении с  Московским Патриархатом, тоже поделился своим мнением с «Русским Очевидцем».

Русский очевидец : Как Вы, православный священник, живущий во Франции, относитесь к католической церкви, Ватикану и папе римскому?

О. Николай: Во-первых, живя во Франции, каждый человек понимает, что римская церковь исторически создала культуру и цивилизацию Запада и Франции в частности. Эта вера подарила Франции всё её величие, не зря страну называли старшей дочерью церкви. С римской церковью мы имеем тысячелетие единства, которое распалось в 11 веке.

Но каждый православный человек должен осознавать, что у нас ещё есть много общего, например, святые неразделенной церкви.

Несмотря на то, что у нас нет с католиками евхаристического общения, мы одинаково переживаем все перемены в мире. Сегодня христианский мир терпит агрессию, как физическую (войны, гонения), так и административную, через законы, которые попирают наши моральные устои и духовные ценности.
Сближение церквей необходимо! Во Франции уже давно, благодаря разным волнам эмиграции в первой половине 20 века, католический мир постепенно познакомился с православным миром. На протяжении последующих десятилетий сформировалось сближение. Католический мир поддерживает Православный Свято-Сергиевский Институт в Париже, и некоторые епископы Франции идут навстречу различным православным общинам и предоставляют им места для богослужения.

Интересно, что изучение католиками православной иконописи привело к тому, что теперь в ряде католических церквей есть иконы.

Р. О: Является ли католическая церковь сестрой для православной церкви,  несмотря на раскол?

О. Николай: Конечно! Во-первых, несмотря на отсутствие евхаристического общения, мы признаём таинство крещения. Во-вторых, католическая церковь, из всех инославных Церквей, самая близкая к нам, несмотря на определённые разногласия по поводу канонического устройства Церкви и в некоторых догматических вопросах.

Р. О: На Ваш взгляд, каковы будут последствия и реакции на сближение между Московским Патриархатом и Ватиканом?

О. Николай: К этому сближению мы шли на протяжении многих десятилетий.

Первые шаги были предприняты еще при советской власти в 70-е годы при Митрополите Ленинградском Никодиме, который был духовным наставником нынешнего патриарха.

Теперь, когда встреча состоялась, наступит маленькая пауза, и надо будет переварить это событие. Последствия будут только положительными. Как минимум, это ещё один шаг к сближению, но также эта встреча является благословением народной дипломатии — и той, которая уже имеет эти контакты, и той, которая готова к ним приступить. К сожалению, в прессе мало говорят о том, что каждый день в мире проходят встречи православных и католиков; они поддерживают и стараются понять друг друга.

Р. О : Всем ли Вашим прихожанам нравится это событие?

О. Николай: Я не сомневаюсь, что найдутся и в России, и за её пределами голоса с обеих сторон, которые будут сомневаться не только в важности этого события, но и в его своевременности. Обе стороны могут напоминать о том, что нас разделяет, но мы все призваны идти вперёд.
25 лет назад эта встреча была бы преждевременной, мало кто в нашем отечестве ее бы оценил, так как в те годы религиозное сознание людей было низкое. Сейчас, страна пережила новое крещение, выросло целое поколение верующих, которое смотрит на мир новыми глазами и с большим интересом. Я думаю, большинство паствы осознает важность и масштаб этой встречи, и верующие ждут напутствий для дальнейших взаимоотношений в этом направлении. Я это знаю на примере моих прихожан, большинство из которых приехали во Франции из России в 2000-е годы. Они воцерковлены и могут уверено идти к познанию католического мира.

Анна АШКОВА

Комментарии (10)

  1. Иван Донченко, 21 февраля 2016 в 22:38

    Даже на фоне остальных весьма непрофессиональных материалов Вашего издания эта статья поражает своей неряшливостью. Прежде всего о «некоем» Николае Озолине. Отец Николай посвятил много лет жизни Свято-Сергиевскому Богословскому институту и приходу церкви Сергия Радонежского, не говоря о том, что он один из крупных теоретиков богословия, в особенности иконописи. Его лекции, выступления и проповеди являются образцом речи православного служителя. Но в изложении вашего издания этого не скажешь. Вся статья сумбурна и стилистически не выдержана. Но чтобы экономить интернетовское пространство и писать О. вместо Отец Николай, – это уже по крайней мере странно. Масса неуклюжих, непроизносимых оборотов, да и с грамматикой плохо. Могли бы знать, что в выражении «несмотря на» надо писать «несмотря» слитно.

  2. От редакции, 22 февраля 2016 в 14:53

    Ивану Донченко. Уважаемый Иван, считаем необходимым ответить Вам по пунктам.

    1/ Мы не принимаем Ваше заявление о непрофессиональности материалов. Их пишут журналисты, признанные и печатающиеся, в том числе, и в крупных российских и французских СМИ. Будет время — наберите их фамилии в поисковиках. Странно было бы, чтоб сразу несколько изданий, насчитывающих не один десяток лет работы, вдург стали поголовно ошибаться в выборе авторов. Скорее, Вам не нравится содержание их материалов, но это уже другая история...

    2/Мы полностью согласны с Вами — грамматические и орфографические ошибки у нас есть, так же как и у любых других изданий. Мы стараемся, чтобы их было как можно меньше, но более чем скромные финансовые средства не позволяют нам держать дополнительный персонал (этот же материал, действительно, выпускался в крайней спешке, сразу после оглашения совместного заявления). Мы искренне рады, когда нам указывают на неточности в текстах. Это помогает нам в работе.

    Редакция приветствует конструктивную критику. Если же наша точка зрения по тем или иным событиям не совпадает с Вашей — тут мы вряд ли можем что-либо исправить.

    3/ Насчет Николая Озолниа. Где Вы нашли слово «некоем»? Укажите. В интервью принято перед прямой речью сокращать имена и фамили до инициалов (здесь О. Николай — вполне оправданно).

    И наконец, главное. Складывается впечатление, что Вы крайне поверхностно читали статью, т.к. в ней написано:

    "Протоиерей Николай Озолин, служащий в храме в Ментоне (Франция) Русской Православной Зарубежной Церкви, находящейся в единении с Московским Патриархатом, тоже поделился своим мнением с «Русским Очевидцем».

    Вчитайтесь, речь о Николае Озолине из РПЦЗ(!)

    Вы элементарно спутали две Церкви: РПЦЗ и экзархат Константинопольского Патриархата. Судя по всему, Вы ревностно следите за церковной жизнью, тем более такая путаница в голове — недопустима. О наличии же этих православных Церквей во Франции знают все православные верующие.

  3. Автор, 22 февраля 2016 в 22:36

    К выше сказанному редакцией, хочется сказать:

    Ай, ай, ай, Иван Донченко! Как же такой большой специалист православия не знает, что у Протоиерея Николая Озолина, священника Западноевропейского экзархата Константинопольского патриархата и профессора Свято-Сергиевского богословского института есть сын которого зовут тоже Николай?!

    Протоиерей Николай Озолин Николаевич является священником Русской православной церкви! Отец Николай Озолин (старший) никак не мог дать нам интервью о встрече Патриарха Кирилла и Папы Римского, так как он не имеет отношения к Московскому Патриархату. До того как писать каверзные комментарии, читайте внимательно статьи!

    Удачи вам во всем!

  4. Николай Семенов, Франция, 22 февраля 2016 в 22:39

    Я читаю русский Очевидец и читал эту статью, кстати хорошую, и не хотел оставлять отзыв, обычно это не делаю., а тут мне сказали, — " посмотри , чего там Озолин пишет ! " Ну да, отец Николай Озолин, сын тоже отца Николая Озолина из Парижа, и правда, очень уважаемый пастырь и богослов. После этой встречи на Кубе я читал много всяких статей и «за» и «против». Среди эмиграции тоже мнения разные, но об этом и сказано в статье, что будут разные реакции. Думаю что мнение двух заграничных русских пастырей, отца и сына, не слишком расходятся в принципе и по этому вопросу в частности. Если кто то так хорошо знает отца Николая старшего, так спросите его самого, уверен, что он полностью согласен с сыном. И авторитеты тут не помогут. В принципе дана позиция русского священника во Франции, и это достаточно. Я тоже считаю, что пришло время объединяться всем христианам и людям доброй воли.

  5. Николай Семенов, Франция, 23 февраля 2016 в 20:25

    К редакции, пользуюсь случаем увидеть ваше сообщение. Система отзывов работает с перебоями, я написал первый раз и все исчезло, сегодня написал опять и тоже исчезло, но появилось первое сообщение, хорошо, там в принципе тоже самое. и еще хочу отметить, вы много пишите про культуру и светскую жизнь, но мало политики и насущного, про события в Украине и на Донбассе, про Сирию и Турцию, и важно на французском. Я всегда советую моим друзьям французам, особенно православным читать вашу страницу, ведь французские сми мало об этом пишут и больше лгут. Если у вас мало средств, и вы не можете иметь там журналистов (понятно), то хотя бы переводите и печатайте статьи из русской прессы, это пожелание а не критика, успехов.

  6. Вера, 24 февраля 2016 в 1:50

    Отец Николай! Не стремитесь быть святее Папы Римского

  7. Николай Семенов, Франция, 25 февраля 2016 в 12:16

    для Веры : отец Николай Озолин младший выражает позицию согласную с позицией своей Церкви и с ее первым епископом патриархом Кириллом, причем тут папа ? Мало того, эту же позицию имеют другие православные поместные Церкви и патриархи, которые уже встречались с папой, о чем , кстати , сказано в статье. Возможно вы не разделяете их мнение. но тогда , Вера, вы ставите себя в положение раскольника.

  8. Вера, 25 февраля 2016 в 21:18

    А Вы, отче, не ко второму ли поколению Первой волны эмиграции российской принадлежите? Не Константинопольским ли патриархаолм рукположены и перевербованы патриархатом Московском?.. (далее удалено модератором как разжигание религиозной розни)

  9. Вера, 25 февраля 2016 в 21:25

    Я обращаюсь именно к Вам, отец Николай Семенов! А не к отцу Н. Озолину, к которому отношусь с больши уважением и пиететом.

  10. Л. Утинцева Николаю Семенову, 25 февраля 2016 в 23:09

    Ваша заметка — донос

Оставить отзыв

  1. (required)
  2. (required)
  3. Введите цифры (защита от спама)
 

Читайте также

Новые этикетки на продуктах питания: Франция борется с ожирением и диабетом

Новые этикетки на продуктах питания: Франция борется с ожирением и диабетом

В начале апреля на продуктах французских супермаркетов появятся новые этикетки. Шкала из пяти цветов позволит быстро определить, какой продукт полезен для здоровья, а каким  не стоит злоупотреблять. ... (Читать целиком)

26.03.2017    | По Франции |    Надежда Дрямина

Оставить отзыв
Тотальный диктант  в Париже и в Иностранном легионе

Тотальный диктант в Париже и в Иностранном легионе

● Международный образовательный некоммерческий проект в форме добровольного бесплатного диктанта по русскому языку для всех желающих, а также специализированного теста «TruD» для тех, кому русский не ... (Читать целиком)

25.03.2017    | Зарубежная Россия |    

Оставить отзыв
Юбилей ансамбля Моисеева в Париже | Jubilé du ballet Igor Moïsseïev à Paris

Юбилей ансамбля Моисеева в Париже

Ансамблю Игоря Моисеева – 80 лет. Не может быть. Кажется, он был в России всегда, как Большой театр. Он - наше народное достояние. Еще одно наше «все». Если продвинутая российская молодежь ... (Читать целиком)

24.03.2017    | Культура |    Елена Якунина

Оставить отзыв
Двадцать лет в нормандском Эрани | 20 ans à Éragny en Normandie

Двадцать лет в нормандском Эрани

Работы Писсарро в парижском музее Люксембурга. Камиль Писсарро бесспорно большой художник. Один из зачинателей импрессионизма. Писсарро - не менее талантливый семьянин, что в творческой среде - ... (Читать целиком)

22.03.2017    | Культура |    Елена Якунина

Оставить отзыв
Олланд вернул туристов во Францию | François Hollande a fait revenir les touristes en France

Олланд вернул туристов во Францию

Франсуа Олланд – самый непопулярный в истории французский президент, его правление не ругает только ленивый. Достается ему от собственного лагеря, «ответственным за колоссальное разбазаривание ... (Читать целиком)

20.03.2017    | По Франции |    Екатерина Гадаль

3 Отзывов