Распечатать запись

Психогеографическая прогулка

4 апреля 2013

Этот текст может показаться таким же запутанным и туманным, как и сюжет, который он освещает.

«Нант, возможно, с Парижем единственный город во Франции, где мне кажется, что со мной может случиться что-то стоящее», — писал в «Наде» (Nadja, 1928) французский сюрреалист Андре Бретон.


guide-psychogeographique-de-paris-g-debord

Г.Деборд "Психогеографический гид по Парижу" | G.Debord, Guide psychogeographique de Paris


В XXI веке, эпохе GPS и Google Maps, достаточно сложно потеряться. Местоположение отслежено, определено и отмечено. Возможные маршруты уже прочерчены, заранее известны и как бы уже пройдены. Можно гулять по незнакомому городу, не выходя из дома, забредать в закоулки, проникать в здания...

Ги Дебор (Guy Debord, 1931—1994), французский философ, писатель, режиссер и революционер, утверждает, что туризм, — распространенный наркотик, такой же отвратительный, как спорт или кредит,[1] и противопоставляет своему концепту психогеографической прогулки, то есть дрейфу или блужданию («dérive psycho-géographique»).

Дебор опеределял психогеографию как исследование эффекта географической местности, производимого на эмоции личности, а саму прогулку как спонтанное перемещение в городском пространстве.

Блуждание по городу без определенной цели, с единственным намерением отдать себя на волю случая, новым знакомствам и местам. Нелегкая смесь поэзии, политики и географии. Город не сводится к линиям и пунктирам на туристической карте, а проживается, обогащается в дополнение к привычным площадям, улицам, памятникам, театрам и паркам личными эмоциями и опытом.


debordnakedcity


Авангардная артистическая и революционная организация I.S. (Internationale situationniste), основанная Дебором в 50-е годы, имела прежде всего политическое значение. Неолиберальное течение, взращенное на Марксе, заключалось в попытке освобождения от капиталистического общества потребления путем трансформации города, захваченного рамками рекламных баннеров и магазинов, в этакий no man's land — территорию, свободную от навязанных образов, заполненную личными воспоминаниями и впечатлениями.

В «Теории дрейфа» (Théorie de la dérive, 1956)[2] Дебора город становится местом, которое нужно занимать, чувствовать, исследовать, чтобы потом переносить эмоции на психогеографические карты, которые отличаются от обычных карт. Прогулка может происходить в компании, в городе или пригородах с неопределенной продолжительностью.

Концепт — стар, как XIX век. Лондонский писатель Мерлин Коверли (Merlin Coverley) приводит пример в «Психогеографии» (Psychogeography, Pocket Essentials, 2005)[3] известных до Дебора воздыхателей Парижа: Бодлера, Вальтера Беньямина, сюрреалистов Луи Арагона и Андре Бретона. Лондонские писатели-визионеры Дефо, Блейк, Де Квинси... Cовременные писатели Иан Синклер, Питер Акройд...

Однако, по Коверли, психогеография, как любая теоретическая система, имеет свои границы и не может вместить всю широту опыта общения города и личности. Только поэт может еще сублимировать забытые закоулки города, однородного и регулируемого технологиями.

Направление, несомненно, связано с сюрреализмом — парижским течением, возникшим в послевоенные годы (после Первой мировой войны — прим. редактора) как альтернатива ужасающей действительности. Бодлеровские гуляния, сюрреалистические прогулки и ситуационистский дрейф перекликаются.

Сюрреалисты восхваляют мистический Париж: парк Бютт-Шомон, еще многочисленные тогда пассажи, Сену. Париж барона Османа с его вычищенными широкими авеню, по выражению Дебора — ничего не значащий город, построенный идиотом. Исторический город превращается в цифровой. Карты дополняются лабиринтом телекоммуникаций, сетей, трубопроводов, превращая город в некую неодушевленную матрицу.

По Дебору, затрагивающими не только политическую, но и урбанистическую тематику, в будущем будут построены города, созданные специально для дрейфа, наподобие уже существующих лабиринтов.

Леттристы, предшественники ситуационистов, предлагают революционное использование города. Иван Щеглов (псевдоним Gilles Ivain), русский эмигрант, вносит вклад в это движение, в частности, написав программный документ, посвященный новому урбанизму. После предложения взорвать Эйфелеву башню, мешающую ему спать отражениями огней на стеклах окон, жена помещает его в психиатрическую лечебницу.

По замечанию Беньямина, обычные карты создают искусственные границы между районами, кварталами, общинами в рамках одного города, хотя истинные границы гораздо более размыты. Любой квартал — это смесь противоречий. Особенно это видно, например, в привокзальных зонах. На мой взгляд, вокзал Сен-Лазар в Париже — некая лимитрофная зона между шикарным VIII и более космополитным XVII округом, где ютятся бродяги и проститутки. Дрейф призван сместить или растворить эти границы.

Все это дает повод задуматься о собственном взаимотношении с городами и местностями. Почему бы не привнести немного волшебства и игры в обычный маршрут как сильного средства от усталости, рутины и господства коммерции? Почти все наши перемещения сведены к банальным маршрутам, шансы встретить неизведанное невелики. Нет возможности ускользнуть на миг ни от вселенной, ни от себя. Так, все годичные маршруты отдельно взятой студентки респектабельного XVI округа Парижа представляют из себя небольшой замкнутый треугольник с вершинами: Science Po, дом и учитель фортепиано.

Друг Дебора, путешествуя по одному из регионов Германии, неукоснительно следовал руководству плана города Лондона. Сам Дебор приветствовал дрейфы в разрушенных домах, катакомбах Парижа, такси.

Люди пересекаются миллионы раз — безразлично, анонимно. Почему бы не посмотреть им в глаза, нарушая тем самым неписаные правила изолированности жизни в больших городах?


Тем временем в национальной библиотеке Франции (Site François-Mitterrand) открылась выставка «Guy Debord. Un art de la guerre»
До 13 июля 2013 г.


[1] ДЕБОР, Ги «Введение в критику городской географии» (Introduction à une critique de la géographie urbaine) in www.larevuedesressources.org

[2] ДЕБОР, Ги, Опубликовано в Les Lèvres nues № 9, декабрь 1956 и Internationale Situationniste № 2, декабрь 1958.

[3] По материалам: www.larevuedesressources.org


Анастасия АБРАМОВА-КОРБИНО

Комментарии (30)

  1. Арвид, 5 апреля 2013 в 22:25

    Остается невыясненным одно: зачем писать такую муть?

  2. Анна, 6 апреля 2013 в 9:31

    Арвид, признаться, долго думала, как с вами поспорить, чтобы при этом не нахамить. Поэтому просто по-доброму посоветую: почитайте что-нибудь про психогеографию, очень интересная штука.

  3. Арвид, 6 апреля 2013 в 19:14

    Спасибо, что не нахамили. Я на самом деле потом пожалел, что написал в таком резком тоне, поэтому прошу прощения у автора.

    Если по существу. Может быть психогеография и «очень интересная штука», поскольку не читал, то ничего утверждать не стану. Но в мире есть сотни тысяч очень интересных вещей, а жизнь коротка и всего объять невозможно, и уж по прочтении данной статьи никакой психогеографии читать не стану, потому что скучно (и для меня неубедительно). Если в предыдущей статье Абрамовой был какой-то художественный аромат, то здесь уж просто сухой (для меня неубедительный) текст . Чтоб увлечь читателя, в статье должна быть или мысль, или красивая художественная форма, а еще лучше и то, и другое. За примерами ходить далеко не нужно: для Русского очевидца чемпион – это Кира Сапгир. Ей не всегда удается такое сочетание (и никому оно всегда не удается), но часто. Есть еще пара-тройка в этом плане хороших авторов в РО.

  4. Автор, 7 апреля 2013 в 9:16

    Странно как-то получается, Арвид... Вы этот самый «художественный аромат» раскритиковали в пух и прах в комментарии к той статье. Уж как-нибудь определитесь в ваших предпочтениях :) критика, противоречащая сама себе — увы! — убеждает плохо.

  5. Svoyak, 7 апреля 2013 в 12:46

    По Арвиду получается обычное: не читал, но осуждаю. А лучше бы прочитал и написал что-нибудь более емкое и менее раздраженное в развитие темы, даже и критичное. Ведь на куда более сложные изыскания, кажется, сподоблен.

    Автор ведь только дала первое и верхушечное ознакомление. А предмет, похоже, настолько пока не формализован и не оформлен устоявшимися клише, что и знакомить с ним читателя банальными словами невозможно.

    Предмет может быть любопытен как раз тем людям, кто старается видеть в жизни сказку, а не грубое сукно. Людям, которые с гордостью ощущают себя зараженными той «вялотекущей шизофренией», о которой где-то раньше сказал Bear. Той особостью, которая так много человечного добавляет в механистичную повседневность.

    Автору – признательность за то, что пишет о небанальном. Спасибо и за ответы на критику, это добавляет перцу. Но лучше в это не углубляться и не снижать пафос основной публикации.

    Всем желаю добродушной улыбки и всех нас с Благовещением!

  6. Tanya, 7 апреля 2013 в 15:46

    Статья кстати интересная! Арвид , в Кире Сапгир чувствуется некая беспринципность и это «не очень» с точки зрения писателя

  7. Арвид, 8 апреля 2013 в 0:26

    Для Tanya.

    Статья интересная? Рад за вас. И вы действительно будете лазить по заброшенным домам, чтоб уйти от пустоты жизни? Только туфли исцарапаете. Так просто жизненные проблемы не решаются, к сожалению.

    Зато вы возможно, что-то верно почувтствали у Сапгир. Беспринципность... я в ней вижу не совсем то — она анархист, разрушитель, наплеватель, я я как раз противоположный тип, так что это мне в ней чуждо. Но это ведь писал не о личности, а о творчестве.

  8. Арвид, 8 апреля 2013 в 1:10

    Автору

    Нет, вы меня не так поняли. Я ведь писал, что ваш определенный литературный талант в предыдущей статье чувствуется. Чувтствуется и стремление к анализу. Но нужно обладать большим талантом, чтоб в одной статье совместить эти две почти несовместимые вещи. Представим, что бы получилось, если бы Пушкина в лицее заставили написать теорему геометрии в стихах? Боюсь, что при всем его гении получился бы или красивый стих, но совершенно непонятная теорема, либо теорема кое-как понятная, но совершенно негодный стих.

    Продолжая аналогию: вы попытались проанализировать судьбу эмигранта в стихах. Мне такое не нравится, по мне лучше, как в анекдоте: мухи отдельно, котлеты отдельно. Но не все такие педанты, как я. Массе людей, возможно большинству, нравятся туманные философские рассуждения «в художественном аромате». Так в 50-60 годах французы упивались новыми французскими течениями: экзистанциализмом Сартра и структурализмом Леви-Штросса, это было как раз то самое. Я не побоюсь назвать эти две теории позором французских интеллектуалов. Кажется только писатель Пелевин придерживается подобного мнения, ну что ж, может быть когда-нибудь кто-нибудь присоединится.

    Но если вам это доставляет удовольствие, то вы имеете полное право продолжать на начатом пути, у такого рода литературы есть большая потенциальная аудитория, ее ведь тоже нужно обслуживать. Мало ли, что мне это не по вкусу, но на всех ведь все равно не угодишь.

  9. Арвид, 8 апреля 2013 в 9:25

    Для Svoyak,

    \"По Арвиду получается обычное: не читал, но осуждаю.\"

    Ведь знал же я, когда писал, что кто-то меня обвинит в этом самом. Спасибо, что оправдали мои ожидания.

    Жизнь ведь совсем не плохая, Свояк, даже очень хорошая наша жизнь по сравнению с другими временами. А изменить ее внешними обстоятельствами почти невозможно, потому что она внутри нас, наша жизнь, все эти наши бури в стакане воды.

    Достоевский, который стоял перед расстрелом (или повешением?), думал: какая она все-таки была прекрасная, эта жизнь.

  10. Michel, 8 апреля 2013 в 11:03

    Только воинствующий невежда может отрицать, что Леви-Стросс, Сартр и Ги Дебор — крупные мыслители. Таких сейчас нет и от этого страдает престиж Франции. А Кира Сапгир не только талантливая и трудолюбивая, но ещё и не тупо однобокая, что воспринимается совками как беспринципность.

  11. К.С., 8 апреля 2013 в 12:09

    Не стоит путать беспринципность с объективностью, а, мягкое место с пальцем

  12. Tanya, 8 апреля 2013 в 14:08

    К.С., беспринцмпность у Вас налицо ---Вы поёте дифирамбы людям которые используют Вашу работу и даже не упоминают вас! (T.M.) Мне, как почитателю Вашего таланта, Кира, это обидно

  13. Автор, 8 апреля 2013 в 14:58

    Не знаю, что там с беспринципностью, но я всегда с удовольствием читаю Киру Сапгир

  14. Bear, 8 апреля 2013 в 15:25

    Мичелу. «Только воинствующий невежда может отрицать, что Леви-Стросс, Сартр и Ги Дебор — крупные мыслители. ... А Кира Сапгир ... не тупо однобокая, что воспринимается совками как беспринципность». Дорогой, а Вы никогда не задумывались о том, что обязательное наклеивание ярлычка на оппонента – характерная особенность «совка» и совкового менталитета? Эта порода людей в принципе не в состоянии вести спор без этикеток: «На каждого умного по ярлычку наклеено было однажды...». А Вы в двух фразах умудрились повесить два ярлыка. Так кто совок?

    Однако, в одном Вы правы: «Таких сейчас нет и от этого страдает престиж Франции». Нет не только таких, но и много более мелких. Ни в философии, ни в политике, ни в поэзии. Сейчас на дворе – эпоха безвременья. Посмотрите, какая мелкота стоит у власти – от Франции до России. На этом фоне выделяются даже добропорядочная Меркель и скандальный Берлускони.

    Ведь не хотел писать Вам реплику, хотя она сложилась. Но открыл новости – а там о смерти Маргарет Тетчер – одной из поскледних могикан XX столетия, перед которыми можно было снять шляпу. И проблема много серьезнее, чем просто престиж одной страны. Хотелось бы, чтобы это безвременье не разрешилось катастрофой, для преодоления которой понадобятся титаны.

  15. К.С. Тане, 8 апреля 2013 в 15:42

    ТМ? Кто это? И почему «петь дифирамбы» беспринципно?

  16. Michel, 8 апреля 2013 в 16:41

    Бэру. Поскольку я родился и учился во Франции не гожусь в качестве «совка». А полемист остаётся полемистом в любой стране, особенно против таких легковесных оппонентов — блогеров.

  17. Tanya, 8 апреля 2013 в 16:45

    К.С. --ТМ это Мариньяк и беспринципность в том, что вы простили его за чуль ли не плагиат себя в последней книге и ещё и написали положительную статью в его адрес!

  18. Tanya, 8 апреля 2013 в 18:51

    хочу добавить что К. Сапгир — яркий талант и принести извинения ей, если что не так.

    По поводу статьи лично мне интересно, лучше «поцарапать туфли» зато "внести немного волшебства и игры в обычный маршрут ".

  19. К.С. Тане, 8 апреля 2013 в 18:52

    А, догадалась! Это Томас Манн!

  20. Арвид, 8 апреля 2013 в 22:38

    Pour Tanya

    "По поводу статьи лично мне интересно, лучше «поцарапать туфли» зато "внести немного волшебства и игры в обычный маршрут " ".

    Послушайте, как интересно вы будете вносить «немного волшебства» в маршрут? Женщина, при желании, может что-то сделать. Реагируя положительно на приставания незнакомых мужчин, и что из этого выйдет. Но вы представляете, что мужчина, въехав в незнакомый город, может выехать из него, не перекинувшись словом ни с одним человеком!? А как иначе: приставать к женщинам — рискуешь нарваться на грубость, обращаться к мужчинам — на недоумение, а то еще примут за голубого. Для таких игр нужен совершенно особый редкий характер, чрезвычайно общительный и способный не реагировать на оскорбления. Может быть у Дебора и был такой характер не вполне нормального человека, не знаю. В противном случае вместо «волшебства» у тебя 95 шансов из 100 выйти из игры с ощущением оплеванного. (в пяти процентах может действительно получиться что-то интересное и незабываемое)

    Дебора я читать не стал, но прочел о нем в Википедии, откуда выяснилось, что это был троцкист, скандалист, reveur, провокатор и вдобавок алкоголик. Я — нормальный лояльный гражданин, что мне делать в этой компании?

    Полюбуйтесь, что Анастасия Абрамова пишет о нем: «Дебор (1931—1994), утверждает, что туризм, — распространенный наркотик, такой же отвратительный, как спорт или кредит.» Неужели неясно, что это низкопробный левацкий провокатор, у которого почти наверняка частично съехала крыша? Опьянение путешествием действительно существует, это одно из самых очаровательных опьянений, проблема в том, что его можно ощутить только в чужом городе, практически никогда в своем, разве что действительно если у тебя крыша поехала, как у Дебора. Унижаться до спора, что спорт (нетелевизионный) и кредит не есть наркотики, я не стану.

  21. Bear, 8 апреля 2013 в 23:23

    Мичел, Мичел, «совок» — это свойство души. Так что годитесь , голубчик, не отнекивайтесь, ведь Вы не случайно сами себя узнали в отражении – я-то Вас так не называл и не называю. Но могу успокоить: благодаря месту своего рождения, Вы, смотрясь в отражение, даже если видите там совка, то, безусловно, нетрадиционной ориентации – французской. Но, как говорится, Вам виднее. Я же просто среагировал на навешанные ярлычки, узрев что-то до боли знакомое...

  22. Арвид, 9 апреля 2013 в 0:12

    Для Bear:

    "Однако, в одном Вы правы: «Таких сейчас нет и от этого страдает престиж Франции». Нет не только таких, но и много более мелких. Ни в философии, ни в политике, ни в поэзии. Сейчас на дворе – эпоха безвременья. "

    Очень рад был прочесть это у вас. Я уже лет 10-15 всем утверждаю, что гении исчезли из всех сфер и что такого видимо не случалось никогда за последнюю пару столетий. В ответ мне недоуменно пожимают плечами. В 80ых годах я насчитал пару десятков действующих (а не просто еще живущих) гениальных кинорежиссеров. Сегодня нет ни одного. Недаром, когда умер Стенли Кубрик один из парижских журналом вышел с надписью на обложке: «Последний из гигантов».

  23. Арвид, 9 апреля 2013 в 0:13

    Ответ Мишелю:

    Дело в том, что вы, к сожалению больше скандалист, чем полемист и полагаю, что подавляющее большинство участников дискуссии на РО такого же мнения. Я и сам грешен, но работаю над собой, вы же представляете гораздо более тяжелый случай. Вы бываете правы иногда, грубы почти всегда.

    Насчет экзистенциализма и структурализма отвечу по существу, но не для вас, потому что не уверен, что вы поймете адекватно, а для общего сведения, как я представляю это дело.

    Обе довольно невразумительные философские теории возникли в послевоенный период во Франции и довольно быстро получили необычайную популярность. Удивительно вот что: довольно запутанные теории были явно предназначены для специалистов и широкой массе по существу недоступны. Почему же они получили такой широкий отклик? Вот как я представляю себе обстановку.

    Франция была тяжело травмирована поражением в войне. Ей нужно как-то избыть, стереть это воспоминание. И тут появляется кучка интеллектуалов, которая экстазирует вокруг каких-то новых теорий. И французы вспоминают: да мы ведь всегда были нацией ученых, мыслителей, светочей. Пожалуй, что треть открытий в физике, химии, математике, философии и прочих науках за предыдущие столетия сделано нами, нашими гениями. И вот похоже не все потеряно, вот опять наши гении что-то такое изобрели, мы опять во цвете нашего интеллектуального превосходства, не было никаких поражений, мы опять такие же могущественные, как были. Великое прошлое вернулось!

    Нужно добавить два замечания: экзистенциализм остался в основном локальным французским явлением. Структурализм расползся несколько шире, хотя за последние десятилетия увядает, но вот что удивительно: единого структурализма не существует, просто потому что автор Леви-Штрос не сформулировал его достаточно ясно. В итого, на свете ровно столько разных структурализмов, сколько авторов-структуралистов. Я этот вопрос изучал. Обстановка дурдома. Для меня это самая удивительная демонстрация масс-глупости, которую мне довелось повстречать на свете.

  24. В.А. - Арвиду, 9 апреля 2013 в 9:56

    Зуд графомании опасен. — примите меры от чесотки

  25. Tanya, 9 апреля 2013 в 17:18

    Арвид--"Люди пересекаются миллионы раз — безразлично, анонимно. Почему бы не посмотреть им в глаза, нарушая тем самым неписаные правила изолированности жизни в больших городах".

    Разве это не так? Ведь сколько раз я спрашиваю у своих коллег, вернувшихся из странствий ,как там Токио ,например? И чаще всего слышу ответ типа — «ужасно дорого .Я за апельсиновый сок в кафе заплатил $10»

    А интересней бы было услышать, как сей путешественник бродил по городу или историю ну даже про случайное знакомство или смешное приключение. Поэтому я с удовольствием прочла о мыслях великих мыслителей о путешествиях!

  26. К.С., 9 апреля 2013 в 18:00

    Искреннее спасибо всем, кто так хорошо обо мне думает и говорит!

  27. Арвид, 9 апреля 2013 в 20:46

    Для Tanya

    Самое смешное в том, что я так и путешествую, как рекомендует Дибор. Когда приезжаю в незнакомый город, не покупаю никаких путеводителей, разве что карту, и иду наугад, всегда один, потому что спутник, даже очень хороший, отвлекает на себя часть внимания и мешает ощутить в город.

  28. Арвид, 9 апреля 2013 в 20:54

    Для В.А,

    Большинство дискуссий на интернете оотравлены тем, что позволяют безнаказанно хамить типам, которые не осмелились бы делать это в лицо.

  29. Svoyak, 11 апреля 2013 в 22:49

    Арвид, браво! И спасибо за возврат на ваши спокойные и прямые рельсы. Попутно признаюсь, что меньше всего считаю вас склонным к графомании. Никакой водянистости, скорее строгая суховатость. И в отсутствии смелости вас не обвинить.

  30. Арвид, 12 апреля 2013 в 18:19

Оставить отзыв

  1. (required)
  2. (required)
  3. Введите цифры (защита от спама)
 

Читайте также

Патриарх Кирилл освятил Троицкий собор в Париже

Патриарх Кирилл освятил Троицкий собор в Париже

4 декабря Патриарх Кирилл освятил Троицкий собор Духовно-культурного центра на набережной Бранли и отслужил в нем Божественную литургию. «Русский очевидец» был в храме. Предстоятель Русской ... (Читать целиком)

4.12.2016    | Зарубежная Россия |    Елена Якунина

Оставить отзыв
«Глоб». Перемены в русском магазине Парижа

«Глоб». Перемены в русском магазине Парижа

Любители ли вы книжные магазины? О да. В особенности если это не громадные книжные холодные пространства-супермаркеты, а уютные небольшие книжные лавки, желательно где-то в старых квартальчиках, в ... (Читать целиком)

3.12.2016    | Культура |    Кира САПГИР

2 Отзывов
70-летие творческой деятельности Пьера Кардена в Институте Франции | 70 ans de carrière de Pierre Cardin se fêtent à l’Institut de France

70-летие творческой деятельности Пьера Кардена в Институте Франции

Знаменитому на весь мир кутюрье – 94 года. Из них 70 лет он посвятил миру моды и дизайна, театру и искусству французского стола. Пьер Карден – первый модельер, избранный в Академию художеств и ... (Читать целиком)

2.12.2016    | Культура |    Текст, фото, видео: Елена Якунина

1 Отзыв
«На Восточном фронте — перемены?» | À l’Est, du nouveau ?

«На Восточном фронте — перемены?»

Под таким аншлагом, перефразирующим заголовок знаменитого романа Э-М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», в Париже прошел коллоквиум. Был он приурочен к выпуску 163-го номера журнала ... (Читать целиком)

30.11.2016    | Культура |    Кира САПГИР

4 Отзывов
Онфлер вручил награды российским фильмам

Онфлер вручил награды российским фильмам

В субботу 26 ноября в Онфлере вручили награды победителям 24-го фестиваля российского кино. Главный приз города Онфлер - награду за лучший фильм - получила картина «Тряпичный союз», первая ... (Читать целиком)

29.11.2016    | Наши встречи |    Текст и фото: Мария Чобанов

Оставить отзыв